You are viewing [info]mucegai's journal

Хроники маразма
На вооружение 
2nd-Mar-2009 12:46 am
Ноги
Т.к. лояльность формируется из деталей, опишу-ка я одну из них, существенно влияющую на мою лояльность в отношении одной крупной сети супермаркетов.

Разумеется, у сети есть стандартная программа-разводка с бонусами и подарками, которые можно на эти бонусы получить. Оставим её на совести тех, кто породил сие убожество, я сейчас про другое.
Каждый год в канун нового года сеть присылает своим VIP покупателям (т.е. тем, кто насобирал за год бонусов больше какого-то кол-ва) специальную VIP карту. Особенность карты – её предъявитель может оплатить свои покупки не в обычной кассе (т.е. отстояв 40-50 минутную «новогоднюю» очередь), а в специальной кассе, только для обладателей таких карт (т.е. либо без очереди вообще, либо один человек перед тобой).
Должна заметить, что ни загадочные бонусы, ни относительно удобное расположение одного из магазинов, ни тот факт, что все кассиры знают меня в лицо, не влияют на моё решение о покупке именно в этой сети. Зато желание не тратить час на стояние в очереди в канун нового года ещё как влияет.
Comments 
2nd-Mar-2009 09:05 am (UTC)
А как это практически организовано?
В смысле сколько этих VIP касс? (Ну и конечно, было бы интересно понять арифметику хотя бы: сколько всего касс, сколько всего посетителей, какая доля из них VIP и т.д.)
2nd-Mar-2009 09:23 am (UTC)
Всего касс где-то 15 (не помню точно), VIP касса одна.

Как практически организовано не знаю т.к. говорю как покупатель, но думаю каждый магазин может для себя посчитать сколько должно быть касс и особых карточек.
2nd-Mar-2009 09:33 am (UTC)
Да вот нифига. Реально получается так, что эти с карточками приходят одновременно, как ты не считай и оказывается у них очередь больше обычной.
2nd-Mar-2009 09:49 am (UTC)
Я в такие ситуации никогда не попадала. Обычно передо мной один, в редких случаях, два человека.
2nd-Mar-2009 09:50 am (UTC)
Ну ты-то пришла и ушла :) А магазин остаётся и получает такие ситуации, о которых я сказал
2nd-Mar-2009 09:59 am (UTC)
ну я то тоже в час пик прихожу...
2nd-Mar-2009 10:34 am (UTC)
Ох, извини, я же забыл, что ты всегда права!
Конечно, всё именно так, как ты говоришь.
2nd-Mar-2009 11:13 am (UTC)
Разумеется, я пуп Земли!

Но про час пик я серьёзно. Не знаю сколько они выдают VIP карт, но факт отсутствия очереди на лицо уже несколько лет.
3rd-Mar-2009 07:17 am (UTC)
Ваша задача уже давно сформулирована и решена.

Дело в том, что в телефонной связи тоже есть аналогичная задача. Между станциями (или городами) может быть строго ограниченное количество соединительных линий (в вашем случае касс), каждый абонент (в вашем случае покупатель) разговаривает и занимает линию (кассу) на определенное время.
Далее цитата:

В сетях с очередями появляется дополнительный параметр — время ожидания в очереди. Ведь для классических телефонных сетей такой параметр не применим, так как абонент просто получает отказ в обслуживании, и мы вынуждены закладывать большее число каналов для уменьшения вероятности блокирования системы.

Одним из первопроходцев анализа телекоммуникационного трафика был датчанин Агнер К. Эрланг (1878 – 1929), предложивший соответствующий математический анализ. На примере небольшой деревни он оценил ту часть абонентов местной телефонной станции, которая пытается установить соединение с абонентами за пределами деревни. В 1909 году он опубликовал работу «Теория вероятностей и Телефонные соединения» и в результате его формула была признана и принята Английским Почтамтом. Эрланг (1 Эрл) – единица измерения телекоммуникационного трафика, соответствующая непрерывному использованию одного голосового канала в течение определенного интервала времени (1 час). Разумеется, нас интересует структура вызовов в часы наибольшей нагрузки, когда сеть максимально нагружена. Оценка телекоммуникационного трафика в Эрлангах позволяет вычислить количество необходимых каналов в конкретной зоне (области, базовой станции).

Еще ссылки
http://www.archive-online.ru/read/salespro/277
http://blog.beringisland.ru/?p=394

Если поискать, то можно найти онлайн калькулятор Erlang нагрузки.
----------------
Конкретная задача с VIP кассой формализуется как построение двух аналогичных магазинов A (VIP)с 1-й кассой, и B (обычный) c N-1 кассой. Вводными данными является количество касс и количество покупателей в B магазине (это становится известно после последнего Нового Года), теперь вычисляется нагрузка на кассы (в тех самых Эрлангах), а затем подсчитывается количество покупателей в магазине A, так, чтобы нагрузка на одну кассу там была заведомо меньше (в коэффициент VIP :) ), чем нагрузка в магазине B.

Но у вас удобно и просто использовать динамическое распределение. В данном случае, если количество покупателей в VIP кассе превзойдет норму, то добавляется еще одна VIP касса простой сменой таблички у кассы обычной. :))

В телефонии также бывают часы пик и задачи приоритета группы пользователей - все они решаются именно через формулы Эрланга.
3rd-Mar-2009 07:24 am (UTC)
Огромное спасибо.
Буду изучать тему
3rd-Mar-2009 07:37 am (UTC)
ыыыы. это был один из моих любимых предметов в универе :))
и как это я позабыла про такой аргумент??!
3rd-Mar-2009 07:54 am (UTC)
Некоторым показательным моментом этого топика является то, что современных маркетологов поставила в тупик задача, которая была решена телефонистами еще в 1909 году. Разница юбилейная - ровно в 100 лет. Им явно есть куда развиваться :)
3rd-Mar-2009 11:11 am (UTC)
Это не только у маркетологов. Я когда пошла на МВА учиться, долго возмущалась почему у нас нет таких экономически важных предметов как исследование операций или методы оптимизации. На меня в деканате смотрели как на сумасшедшую - никто о таких даже и не слышал :(
4th-Mar-2009 05:07 pm (UTC)
Зачем так сложно?
Это ж обычная теория массового обслуживания.
4th-Mar-2009 08:59 pm (UTC)
"Теория массового обслуживания" это и есть те самые принципы Эрланга:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

>Зачем так сложно?
Или есть проще?
2nd-Mar-2009 08:58 pm (UTC)
думаю что со временем возле 15-й кассы соберутся все остальные...если конечно правильно организована система...а если еще не собрались и топчется там по 2-3 человека и до сих пор только 1 из 15 касс занята обслуживанием постоянных клиентов то значит что то не такая уж и успешная эта система....
2nd-Mar-2009 09:07 pm (UTC)
не постоянных, а VIP, это немного разное.
2nd-Mar-2009 09:14 pm (UTC)
скажите, Вы принимали участие в разработке продвижения данного супермаркета?
2nd-Mar-2009 09:39 pm (UTC)
я принимаю участие в росте его продаж ;)
3rd-Mar-2009 05:29 am (UTC)
покупая в нем? ;)
3rd-Mar-2009 06:33 am (UTC)
нет, посылая мысленные сигналы в космос!
5th-Mar-2009 08:07 am (UTC)
ггггг....
А если космос ответит?
6th-Mar-2009 07:20 pm (UTC)
А как тебе идея такого сервиса http://alekbort.livejournal.com/14345.html?
This page was loaded May 26th 2012, 11:34 am GMT.